Анкета учащихся
с особенностями
психофизического развития
1. Охотно
ли вы идете в школу?
1)да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.
2. Интересно
ли вам учиться?
1) да;
2) нет; 3) иногда интересно, иногда нет.
3. С
чем связаны затруднения?
1) объясняют
непонятно; 2) непонятно написано в учебнике; 3) большой объем домашнего
задания; 4) неинтересный материал; 5) нет учебника; 6) что еще?
4. Какие
предметы вам больше всего нравятся?
1) русский
язык; 2) белорусский язык; 3) русская литература; 4) белорусская литература; 5)
математика; 6) физкультура; 7) трудовое обучение; 8) другие предметы, какие
именно?
5. К совету кого вы прислушиваетесь? Кто
является для вас авторитетом?
1) отец;
2) мать; 3) бабушка, дедушка; 4) брат, сестра; 5) учителя; 6) одноклассники; 7)
друг (подруга).
6. Если у вас есть выбор, пойти на урок труда
или пойти на урок по другому предмету, что вы выберете?
1) урок
труда; 2) другие предметы; 3) затрудняюсь ответить.
7. Что вы любите делать после уроков?
1) наводить
чистоту и порядок; 2) читать книги; 3) заниматься физкультурой; 4) играть с
товарищами; 5) готовить уроки.
8. Вы
хотели бы перейти в другую школу?
1) да;
2) нет; 3) сложно сказать.
9. Нравятся ли вам уроки трудового обучения?
1) да; 2) нет; 3) не совсем.
1) да; 2) нет; 3) не совсем.
10. Вы
хотите получить трудовую подготовку по другому профилю?
1) хотел;
2) нет; 3) затрудняюсь ответить.
11. Как
к вам относятся ребята в классе?
1) хорошо;
2) плохо; 3) по-разному.
12. Как к вам относятся в школе ученики других классов?
1) хорошо;
2) плохо; 3) по-разному.
13. Дружите
ли вы с ребятами других школ?
1)дружу; 2) нет; 3)
иногда.
14. Какая
у вас дисциплина?
1) хорошая;
2) плохая; 3) не всегда хорошая.
15. Обижают
ли вас ребята в школе?
1) обижают
часто; 2) не обижают; 3) иногда обижают.
16. Если
вас обижают, к кому вы обращаетесь за помощью?
1) к
учителю; 2) к родителям; 3) к товарищам; 4) не обращаюсь.
17. После
окончания школы, вы хотели бы учиться или работать?
1) учиться;
2) работать; 3) не знаю.
18. Какие у вас отношения в семье?
1) хорошие;
2) плохие; 3) разные.
19. Не обижают ли вас дома?
1) обижают; 2) нет; 3)
иногда.
20. Если
вас обижают, обращаетесь ли вы за помощью?
1) обращаюсь;
2) нет; 3) иногда обращаюсь.
21. К
кому вы обращаетесь за помощью?
1) к
матери; 2) к отцу; 3) к товарищам; 4) к учителю.
Анкета для учащихся с особенностями
психофизического развития
Оценка
здоровья
1. Вы охотно идете в школу?
1) да;
2) нет; З) затрудняюсь ответить.
2. Вам интересно учиться?
1) да;
2) нет; З) иногда интересно, иногда нет.
З. С чем связаны затруднения?
1) объясняют
непонятно; 2) непонятно написано в учебнике; 3) нет учебника;
4) большой объем учебного задания; 5)
неинтересный материал; 6) что-то еще.
4. Что вы любите делать после уроков?
1) наводить
чистоту и порядок; 2) читать книги; З)
заниматься физкультурой;
4) играть
с товарищами; 5) готовить уроки.
5. Какое у вас здоровье?
1) отличное;
2) хорошее; З) неплохое; 4) плохое.
6. Что вас беспокоит в школе?
1) болит
голова; 2) болят зубы; 3) болит
живот; 4) идет кровь из носа;
5) ничего
не беспокоит.
7. Вам не трудно выполнять домашние задания?
1) трудно;
2) нет; 3) как когда.
8. Вы имеете достаточно времени для игр и
прогулок на свежем воздухе?
1) достаточно;
2) нет; 3) как когда.
9. Устаете ли вы к концу недели?
1) устаю;
2) нет; 3) иногда.
10. Вам даются посильные учебные задания?
1) да;
2) нет; 3) затрудняюсь ответить.
11. Вы имеете достаточно времени для отдыха?
1) да;
2) нет; 3) не всегда.
12. Устаете ли вы на уроке?
1) да;
2) нет; 3) иногда.
13. Успеваете ли вы отдохнуть во время перемены?
1) успеваю;
2) нет; 3) не всегда.
14. Нравится ли вам проводить время в школе после
уроков?
1) да;
2) нет; 3) не всегда.
15. Вы довольны тем, что учитесь в школе?
1) да;
2) нет; 3) не очень.
16.Вы
хотели бы перейти в другую школу?
1) да; 2) нет; 3) сложно сказать.
Диагностика
референтных отношений в классе
Исследование
проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.
Ход выполнения задания.
1. Подросткам предлагается выбрать один из
вариантов ответа на следующие вопросы:
А. Как
ты оцениваешь себя в классе?
1. Считаю себя активным членом классного
коллектива (5).
2. Участвую в большинстве дел класса, но часть
одноклассников активнее меня (4).
З. Участвую примерно в половине дел класса (З).
4. Редко участвую в делах класса, не чувствую
привязанности к нему (2)
5. Не интересуюсь делами класса и не желаю в них
участвовать (1).
Б. Ты
бы перешел в другой класс, если бы представилась такая возможность?
1. Очень хотел бы это сделать (1).
2. Скорее бы перешел, чем остался (2). . .
З. Не вижу никакой разницы (З).
4. Скорее всего остался бы в своем классе (4).
5. Не перешел бы, хочу остаться в своем классе
(5).
В. Как
ты оцениваешь взаимоотношения учеников вашего класса?
1. Лучше, чем в других классах (З).
2. Такие же, как в других классах (2).
З. Хуже, чем в других классах (1).
Г. Как
ты оцениваешь взаимоотношения учащихся твоего класса с учителями?
1
Лучше чем в других классах (З)
2. Такие же, как в других классах (2).
3.
Хуже, чем в других классах (1).
Д. Как
относятся твои одноклассники к учебе?
1. Лучше, чем в других классах (З).
2. Так же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
(В скобках даны балльные оценки
ответов.)
2. Подсчитать
сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 баллов (самая
неблагоприятная) до 19 (самая высокая оценка класса).
3. Проанализировать
результаты обработки материалов исследования, особое внимание обращая на подростков
с низкими и высокими оценками.
4. Рассмотреть
распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо
вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.
Карта адаптации учащегося
___________________________________
№ п/п
|
Симптомы нормальной адаптации и школьной дезадаптации
|
Степень выраженности
|
||||
|
|
сильно
|
средне
|
слабо
|
отсутствует
|
|
1.
Физиологическая адаптация и дезадаптация
1.1. Физиологическая адаптация
|
||||||
1
|
Работоспособность
|
|
|
|
|
|
2
|
Уравновешенность
|
|
|
|
|
|
3
|
Жизнерадостность,
оптимистичность
|
|
|
|
|
|
4
|
Внимательность,
сосредоточенность
|
|
|
|
|
|
5
|
Хороший
аппетит
|
|
|
|
|
|
6
|
Нормальный
сон
|
|
|
|
|
|
1.2. Физиологическая дезадаптация
|
|
|||||
1
|
Утомляемость
|
|
|
|
|
|
2
|
Тревожность,
неуверенность, заторможенность
|
|
|
|
|
|
3
|
Импульсивность,
расторможенность в поведении
|
|
|
|
|
|
4
|
Плаксивость,
раздражительность, обидчивость
|
|
|
|
|
|
5
|
Невнимательность,
не может длительно на чем-либо сосредоточиться
|
|
|
|
|
|
6
|
Жалуется
на головные боли
|
|
|
|
|
|
7
|
Жалуется
на тошноту, боли в животе
|
|
|
|
|
|
8
|
Отсутствует
аппетит
|
|
|
|
|
|
9
|
Плохой
сон
|
|
|
|
|
|
10
|
Заикается,
запинается
|
|
|
|
|
|
11
|
Грызет
ногти, излишне беспокоен
|
|
|
|
|
|
12
|
Засыпает
на уроке
|
|
|
|
|
|
2.
Психологическая адаптация и дезадаптация
2.1. Психологическая адаптация
|
||||||
|
А.
К учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
1
|
С желанием ходит в школу
|
|
|
|
|
|
2
|
Старателен,
усидчив,безболезненно реагирует на неудачи
|
|
|
|
|
|
3
|
Адекватно
реагирует на замечания учителя
|
|
|
|
|
|
4
|
Задания
выполняет самостоятельно
|
|
|
|
|
|
5
|
Быстро
включается в учебный процесс
|
|
|
|
|
|
6
|
Ровная
успешность в обучении
|
|
|
|
|
|
7
|
Прогресс
в успешном обучении
|
|
|
|
|
|
8
|
Аккуратен,
поддерживает порядок на парте
|
|
|
|
|
|
|
Б.
В общении со сверстниками, учителем
|
|
|
|
|
|
1
|
Дружелюбен,
доброжелателен к детям
|
|
|
|
|
|
2
|
Вступает
в контакт со всеми детьми
|
|
|
|
|
|
3
|
Пользуется
симпатией у детей
|
|
|
|
|
|
4
|
Активен,
эмоционален в совместной игре
|
|
|
|
|
|
5
|
В
учебной деятельности стремится к руководству детьми
|
|
|
|
|
|
6
|
Не
навязывает учителю своего общения
|
|
|
|
|
|
7
|
Приветлив,
стремится к общению с учителем
|
|
|
|
|
|
2.2.
Психологическая дезадаптация
|
||||||
|
А.
К учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
1
|
Негативно
относится к школе
|
|
|
|
|
|
2
|
Пассивен,
быстро теряет интерес к заданию
|
|
|
|
|
|
3
|
Отказывается
выполнять задание
|
|
|
|
|
|
4
|
Не
старателен, равнодушен к неудачам
|
|
|
|
|
|
5
|
Негативно
(плачет) относится к замечаниям
|
|
|
|
|
|
6
|
Формально
присутствует на уроках, на просьбу отвечать молчит
|
|
|
|
|
|
7
|
Нуждается
в помощи и контроле со стороны учителя
|
|
|
|
|
|
8
|
Медленно
включается в учебный процесс
|
|
|
|
|
|
9
|
Отмечается
спад в успехах обучения
|
|
|
|
|
|
10
|
Внешне
неряшлив, не собран, разболтан
|
|
|
|
|
|
|
Б.
В общении со сверстниками, учителем
|
|
|
|
|
|
1
|
Агрессивен
к детям (кричит, угрожает, жалуется учителю)
|
|
|
|
|
|
2
|
Ссорится,
обзывает детей
|
|
|
|
|
|
3
|
Ведет
себя не соответственным образом (дерется, кусается, царапается)
|
|
|
|
|
|
4
|
Отказывается
от контактов с детьми (сидеть за одной партой, идти в паре)
|
|
|
|
|
|
5
|
Уходит
от активного участия в игре (стремится к одиночеству)
|
|
|
|
|
|
6
|
Требует
повышенного внимания к своей персоне
|
|
|
|
|
|
7
|
Избегает
общения с учителем
|
|
|
|
|
|
8
|
Кривляется,
паясничает, стремится обратить на
себя внимание
|
|
|
|
|
|
9
|
Никогда
ни с кем не здоровается
|
|
|
|
|
|
10
|
В
совместной учебной деятельности с детьми создает конфликтную ситуацию
|
|
|
|
|
|
Уровни
состояния здоровья и физического развития
учащихся
с особенностями психофизического развития
Высокий
Физическое развитие соответствует
возрасту и полу.
Хронических заболеваний нет.
Соматические заболевания бывают редко и
быстро проходят.
Осанка, походка, быстрота и точность
движений нарушена очень незначительно.
Передвигается самостоятельно.
*Адаптированные
материалы Д. Н. Исаева (по книге Л. М. Шипицина «Необучаемый» ребенок в семье и
обществетве « — СП6.: Речь, 2005. — С. 466—468).
Мелкая моторика нарушена очень
незначительно.
Часто заботится о своем здоровье.
Физзарядкой занимается охотно.
Стремится к двигательной физической
активности.
Любит заниматься физкультурой.
Довольно часто проявляет заботу о своем
здоровье.
В процедурах личной гигиены и
самообслуживания самостоятелен.
Соблюдает режим питания.
Средний
Физическое развитие не соответствует
возрасту и полу по 1—2 показателям.
Хронических заболеваний нет.
Соматические заболевания редкие и
быстропроходящие.
Осанка, походка, быстрота и точность
движений нарушена очень незначительно.
Передвигается самостоятельно.
Незначительно нарушена мелкая моторика.
Периодически заботится о своем здоровье.
Физзарядкой занимается.
Периодически самостоятельно проявляет
двигательную и физическую активность.
Периодически проявляет интерес к
вопросам охраны здоровья и профилактике заболеваний; знания о здоровом образе
жизни элементарны.
С процедурами личной гигиены и
самообслуживания справляется почти всегда самостоятельно.
Соблюдает режим питания; испытывает
чувство сытости.
Стремится избавиться от вредных
привычек.
Низкий
Физическое развитие не соответствует
возрасту и полу.
Хронические заболевания.
Частые соматические заболевания.
Осанка, походка, координация, быстрота и
точность движений нарушены.
Значительно нарушена мелкая моторика.
Редко проявляет заботу о своем здоровье.
Физзарядкой занимается неохотно.
Иногда двигательно и физически активен,
чаще не по своей инициативе, а тогда, когда его к этому призывают или
побуждают.
Знания о здоровом образе жизни
недостаточны, фрагментарны.
С процедурами личной гигиены и
самообслуживания справляется с посторонней помощью.
Имеет вредные привычки.
Очень низкий
Физическое развитие не соответствует
возрасту и полу.
Хронические заболевания.
Частые соматические заболевания.
Осанка, походка, координация, быстрота и
точность движений нарушены.
Значительно нарушена мелкая моторика.
О своем здоровье не заботится.
Физзарядкой занимается изредка.
К двигательной и физической активности
не стремится.
Знания о здоровом образе жизни
недостаточны, фрагментарны или отсутствуют.
С личной гигиеной и самообслуживанием
самостоятельно не справляется.
Режим питания не соблюдает, не знает ограничений
в количестве пищи; не испытывает чувства сытости, требуется контроль.
Имеет вредные привычки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий